Направление 1: Цифровые технологии в образовательной среде. Стендовые доклады

Цифровые технологии в непрерывном образовании

 

Солопова Надежда Константиновна,
проректор по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО, кандидат педагогических наук

 

Одним из стратегических документов развития России является программа «Цифровая экономика Российской Федерации,  утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.  «Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами». Реализация амбициозных целей и задач программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выдвигает определенные требования к системе образования.
Читать далее …

 


Формирование универсальных учебных действий посредством использования ЭФУ

Яковлева Елена Евгеньевна,
доцент кафедры общеобразовательных дисциплин
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», к.фил.н.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Читать далее…

 


Цифровые технологии в работе информационно-библиотечного центра (на примере использования ресурсов «Мобильная электронная школа» и «Сетевая библиотека ЭОР»)

Ильина Татьяна Вячеславовна,
педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 30 г. Тамбова

Дети, подростки, юношество и молодежь сегодня – это самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации и которые ориентируется в образовательном процессе в первую очередь на профессиональное, компетентное использование информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий.

Читать далее …


Самореализация обучающихся начальной школы через сетевую проектную деятельность

Титова Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №5 г. Тамбов

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Поэтому как никогда актуально обращение Д.Медведева: «Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики».[3]

А значит, каждый педагог должен научить, обучающихся учиться: развить у них такие  необходимые в современной жизни навыки, как САМОобучение, САМОрегуляция, САМОорганизация. Нужно, построить обучение таким образом, чтобы учащихся самостоятельно получали новые знания, с мотивацией, настроем на успех.

Читать далее …

 


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении представленных материалов. Для этого воспользуйтесь полем «Комментарии»  (в поле “Имя” введите свои реальные фамилию, имя, отчество).

Здесь вы можете высказать свою точку зрению по данной тематике, обратиться с вопросом к авторам докладов, поделиться своим опытом.

Модераторы: Мирзаева Татьяна Викторовна, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин  ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», к.фил.н

 Яковлева  Елена Евгеньевна, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин,   ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», к.фил.н

 

42 комментария к “Направление 1: Цифровые технологии в образовательной среде. Стендовые доклады”

  1. Спасибо уважаемые коллеги за интересную дискуссию. Обсуждение закрыто

  2. Добрый вечер, уважаемые коллеги. Огромное спасибо организаторам за проведение такого объемного мероприятия. Ознакомившись с докладами данного направления хочется отметить, что все работы информационно насыщены и имеют практическую значимость. Сейчас обучение – это чаще всего получение информации, заданной извне – программой, учителем или стандартом. В цифровой среде единицей обучения становится активность учащегося. Активность направлена не только на восприятие, но и на продуктивные действие ученика над полученной информацией или в процессе ее получения. Активностью может быть прочтение или просмотр, работа со встроенной моделью, выполнение заданий или самопроверка. Пройти активность – значит дочитать или досмотреть до конца, поработать с моделью, найти правильные ответы.
    Спасибо!

  3. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Познакомилась со всеми стендовыми докладами, в каждом своя изюминка, свой опыт. Несомненно, педагогу необходимо шагать в ногу со временем. Внедрение в учебный процесс ЦОРОв, проектной деятельности, ЭФУ – это прежде всего интерес к обучению, это широкое поле возможностей урока на различных его этапах делает урок более интересным, доступным и содержательным, а также позволяет позволяет вовлечь учеников в процесс оценивания своего результата и учебной деятельности. Спасибо огромное!

  4. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Всегда приятно принимать участие в подобных конференциях, мероприятиях. Заражаешься желанием творить, придумывать что-то новое и реализовывать увиденное на своих уроках. Все представленные доклады очень содержательные и большое спасибо за это авторам. Мне хотелось бы высказаться по поводу сетевой проектной деятельности учащихся. Все дети обожают проекты, мы часто готовим их на уроках английского языка. Но также современные дети любят компьютеры, возможность совмещения и того и другого, да еще и для реализации образовательных целей – это просто замечательно. Это действительно повысит мотивацию к изучению предмета. Обязательно возьму себе на заметку данные идеи.

  5. Уважаемые коллеги! Познакомилась с содержанием докладов. Есть над чем поразмышлять и что взять на вооружение. Спасибо за предоставленный опыт!

  6. Здравствуйте, уважаемые знакомые и незнакомые коллеги!
    К сожалению, в наш век информатизации случаются не только положительные моменты, связанные с техникой. Например, я запланировала сегодня посмотреть много интересного из программы конференции, поучаствовать в разных активностях,НО… пропал интернет. Такое случается и в ответственные моменты урока, во время онлайн-работы сетевых проектов и т.д. Тем не менее, с удовольствием познакомилась вчера с материалами коллег, и одним из первых изучила доклад Титовой Ларисы Алексеевны о самореализации учащихся через сетевую проектную деятельность.
    Участвую с детьми в сетевых проектах с 2011 года. Форма такой работы нравится и мне, и детям. Отмечу еще плюсом такой работы возможность общения со сверстниками из любого уголка России и даже зарубежья. Особенно это важно детям из отдаленных малокомплектных школ, где нет возможности совместно поработать в параллели, наполняемость классов зачастую даже само соревнование или работу в группе ставит под вопрос. В сетевом проекте мы учимся друг у друга ( и дети, и педагоги), создаем совместные продукты , общаемся, оцениваем и т.д.
    Спасибо, Лариса Алексеевна, за такой подробный доклад с активными ссылками. Надеюсь на дальнейшие встречи на просторах интернета)))

    1. Зинаида Николаевна, действительно, как в том анекдоте про то, как хвасталось освещение, электрические приборы всякие, интернет опять же о той пользе, которую они приносят человеку, а электричество тихонько посмеивалось в сторонке))) Ну, думаю, все поправимо! Надеюсь, что все материалы будут размещены, как Вы говорите, на просторах интернета и Вы просмотрите интересующие Вас выступления в режиме оффлайн.

      1. Конечно, Елена Евгеньевна, на то то рассчитываем)))

    2. И Вам спасибо, Зинаида Николаевна, за положительный отзыв по моему докладу. Понятно, что “рыбак рыбака-видит издалека”! Да, мы с Вами постоянно на сетевых пересекаемся!

      1. Лариса Алексеевна, и не раз еще пересечемся, обязательно.Конечно, хотелось бы не только виртуально.

  7. Здравствуйте, уважаемые коллеги, докладчики! Хочется сказать огромное спасибо за организацию такой разноплановой и интересной работы. Познавательно перемещаться по площадкам конференции, а в перерывах читать материалы. Доклады направления 1 “Цифровые технологии в образовательной среде” очень содержательны. Например, Надежда Константиновна Солопова рассматривает электронный учебник не просто как форму передачи знаний, а как “отдельную среду “открытых знаний” с огромным количеством электронных ресурсов” и такой подход действительно отражает синергию в использовании ЭФУ между электронным текстом и мультимедиа. Елена Евгеньевна Яковлева в своем докладе органично подчеркивает факт, что при использовании ЭФУ формируются и “метапредметные учебные действия – умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью”. Именно самостоятельность в освоении материала формирует личность выпускника школы, соответствующую запросам будущего. А Татьяна Вячеславовна Ильина отмечает все возрастающую роль информационно-библиотечного центра, который на сегодняшний день является инфраструктурным подразделением школы, а также, по словам докладчика “информационной площадкой, которая постоянно расширяется и обновляется информационными электронными ресурсами и технологиями, предназначенными для всех участников образовательного процесса”.
    Спасибо!

    1. Уважаемая Яна Викторовна! Большое спасибо за внимательный анализ представленных докладов. В свою очередь, хочу сказать спасибо Вам за продемонстрированный во второй ветке опыт использования электронного контента издательской группы “Дрофа-Вентана-Граф”. Было интересно!

  8. Добрый день, коллеги. Благодарю за полученный опыт. Доклады интересны, актуальны.
    Вот читала и анализировала, что в нашем образовательном учреждении есть подобная база для организации библиотечного центра, и ресурсы. Но столько форм работы мы не использовали. Взяла на заметку, еще раз благодарю.

    1. Уважаемая Татьяна Викторовна! Отрадно, что Вы открыли для себя “поле” деятельности (уж блог в ИБЦ надо обязательно попробовать вести! Мне показалось это очень интересным и современным!)

  9. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я с большим вниманием познакомилась со всеми стендовыми докладами. Спасибо за интересную информацию. Цифровые образовательные ресурсы сейчас в работе обязан использовать каждый учитель на своих уроках. Конечно, не всегда это получается.
    Меня заинтересовал доклад Елены Евгеньевны. До сих пор пока никак не получается попробовать работать с с электронными учебниками. Много читала про это. Знакомилась с отзывами учителей о достоинствах и недостатках проведения таких уроков.
    Надеюсь в дальнейшей работе буду использовать ЭФУ, ведь детям такая форма урока будет гораздо интереснее, чем традиционная.
    Спасибо организаторам за возможность познакомиться с опытом работы наших учителей по разным направлениям.

    1. Ирина Юрьевна, благодарю за вызванный интерес к моему докладу (старалась идти путем конкретики и практики). Хочу пожелать Вам удачи в начинании использования ЭФУ. Чтобы трудностей было как можно меньше, а процесс применения электронной формы учебников приятно удивил и Вас, и Ваших учеников!

  10. Здравствуйте, уважаемые докладчики, модераторы и коллеги! Познакомилась со стендовым докладом Титовой Ларисы Алексеевны. Безусловно одно – использование ЦОР в обучении позволяет учителю расширить возможности урока, при этом повысить его эффективность.

    1. Светлана Алексеевна, спасибо за комментарий. Нисколько не сомневаюсь, что Вы являетесь активным пользователем цифровых технологий в своей профессиональной деятельности!

  11. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень интересно было познакомиться с содержанием докладов. Спасибо! Использование цифровых технологий повышает мотивацию обучения, позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, а также стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

    1. Елена Владимировна, благодарим за положительный отзыв! Удачи и Вам в развитии ученических задатков с использованием цифровых технологий!

  12. Информатизация образовательной среды на данный момент очень актуальная тема, в которой много подводных камней. В данном учебном году мы впервые использовали электронные учебники в образовательном процессе, а именно учебник астрономиии столкнулись с главной проблемой, нестабильный интернет (сельская местность) не дает плноценно использовать возможности учебника, и эта же проблема является главной при внедроении дистанционного обучения. Есть педагогические кадры желающие работать, есть ученики желающие учиться, а вот техническая обеспеченность нам этого не позволяет. И встает вопрос, как же в условиях необеспеченности школы техническими средствами обучения, не имея высокоскоростного интернета внедрять информационные технологии в оборазовательный процесс.

    1. Уважаемая Елена Юрьевна! Вы откровенно говорите о правильных вещах. И правильно говорите. Я общалась со многими сельскими учителями, у которых одна и та же “палка” в колесе. Думаю, эта проблема, висящая, как натяжной потолок, продавленный тонной воды, над хорошими, умными и профессиональными учителями, которые желают развиваться сами и развивать своих учеников, выводя их на новый уровень и выходя на новый уровень преподавания, когда-нибудь прорвется все-таки благодатным дождем, и все противоречия будут урегулированы. Да, еще немало школ в нашей стране, где интернет – не интернет и компьютер через раз, и тот допотопных времен, но раз тенденция за цифровизацией образования, то должен же быть “праздник и на вашей улице”. И у всех, кто стоит перед этой серьезной проблемой лицом к лицу. Наши солдаты на войне порой не имели должного обмундирования, сражались в мороз в дырявых сапогах и старых грязных портянках, но ведь победили! Потому что правильная мотивация была и желание победить, не отступать! (Эко я пример привела, но он возник как-то сам собой). Ну, у нас с сапогами сейчас все в порядке, остается не переставать говорить о такой закономерной проблеме, чтобы в ближайшем будущем использование ЭФУ не вызывало трудностей, а приносило только удовольствие и пользу.

  13. Современный образовательный процесс трудно представить без использования цифровых образовательных ресурсов. Благодаря представлению учебной информации в цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на учащегося, повышается интерес учащегося к обучению, расширяется круг его знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся.
    Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи.
    ЦОРы помогают передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

    1. Эльвира Александровна, спасибо за активность в нашей общей работе! Согласна полностью с Вашим комментарием. Прочитала также и Ваш доклад во второй ветке. Найти пути успешной работы с одаренными детьми – дело важное! И в помощь нам цифровые ресурсы. А приведенная Вами цитата «Развивая себя – развиваешь общество» как нельзя точно свидетельствует о правильности нашего, так сказать, движения.

  14. Тема конференции представляется мне очень актуальной. Применение цифровых образовательных ресурсов, позволяет активизировать образовательный процесс, дает возможность повысить мотивацию и качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса.

    1. Ирина Анатольевна, рады за полезность конференции. Нас, считающих, что ЦОРы привносят в образовательный процесс достаточно положительного для всех его участников, много, значит, действительно тема конференции актуальна.

  15. Жарова Елена Евгеньевна МАОУ СОШ №22 город Тамбов:

    Елена Евгеньевна Яковлева! С интересом познакомилась с вашим докладом, еще раз воодушивилась на работу с ЭФУ. Как всегда, интересны Ваши ссылки на форум, посвященный ЭФУ. Особенно актуально для индивидуальной траектории обучения. Электронный учебник позволяет ученику выбрать свой темп обучения, а учитель становится куратором-наставником, организующим учебный процесс.

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна! В вашем комментарии я усмотрела дополнение к размышлению Веры Викторовны Лапшиной (см. выше) для получения целостности картины. Конечно же, для совершенствования процесса обучения, для того, чтобы ребенок учился самостоятельно работать и достигать поставленных перед ним задач, рядом должен быть учитель. Учитель-куратор, наставник, который, грамотно организуя учебный процесс, привьет ученику эту компетентность.

  16. На мой взгляд именно проектная деятельность помогает развивать у школьников исследовательские способности, находящие применение в современной жизни. Нужно, построить обучение таким образом, чтобы учащихся самостоятельно получали новые знания, с мотивацией, настроем на успех.

    1. Уважаемая Вера Викторовна! Спасибо за наблюдение. У меня к Вам вопрос: Вы пишете, что надо построить обучение так, чтобы учащиеся самостоятельно получали новые знания. Скажите насколько это возможно в начальной школе (порой ребенок шнурки завязать самостоятельно не может, а тут – знания!). Как, на Ваш взгляд, вернее, какие цифровые ресурсы помогут учителю смотивировать ученика для формирования самостоятельности в достижении поставленной перед ним задачи. Хотелось бы обмен опытом, ждем Ваши конкретные примеры из опыта работы!

  17. Здравствуйте, уважаемые докладчики! Уважаемые модераторы и уважаемые коллеги! С большим интересом слежу за мероприятиями конференции! В перерыв ознакомилась с докладами направления “Цифровые технологии в образовательной среде”. Хочется поблагодарить Надежду Константиновну Солопову за разъяснение понятия “цифровизация”, Елену Евгеньевну Яковлеву за ссылку на форум, посвященный ЭФУ. Сама не участвовала в этом форуме, но интересно мнение коллег по поводу использования электронной формы учебников. Понравился опыт Титовой Ларисы Алексеевны вовлечения самых маленьких учеников в проектную деятельность. И у меня вопрос по докладу Ильиной Татьяны Вячеславовны: что такое веб-серфинг? Я активный пользователь ИКТ, а вот с этим понятием столкнулась впервые. Отстаю?

    1. Уважаемая Татьяна Марковна, если Вы интересуетесь современным ИКТ-сленгом (думаю, в нашем контексте можно применить данный термин), то Вы уже далеко впереди тех, кому неинтересен технический прогресс и его влияние на наше общество. В поисках информации мы заходим на различные сайты, проходим по гиперссылкам, углубляясь в процесс поиска – как бы лавируем по волнам информации, стараясь удержаться на гребне информационной волны (уж позвольте мне как филологу прибегнуть в объяснении к образности). Искатели адреналина на морских просторах используют для этого приспособленную доску – серфинг, а искатели информации в сети Интернет – свою ИКТ-компетентность и сетевую культуру (дабы не словить вирус и не испортить компьютер и настроение) – вот это и есть веб серфинг (простой вариант “хождение по ссылкам”, видимо, ассоциируется с толстовским “хождением по мукам”, поэтому в тренде английское словечко – веб серфинг, впрочем, не первое и не последнее. Да и звучное и модное – лирическое отступление учителя русского языка).

  18. Тема представленных докладов актуальна. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Современный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. А использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

    1. Уважаемая Ирина Николаевна, благодарим за Ваше мнение. Хочется поинтересоваться, какие ЦОРы используете Вы в своей педагогической практике и как это оправдывается именно в Вашем опыте работы.

      1. В своей педагогической деятельности использую ЦОР для подготовки к урокам, подготовки к ГИА, во внеурочной деятельности использую сервисы Веб 2.0

        1. Ирина Николаевна, спасибо за ответ.

  19. Я работаю в небольшой сельской школе, поэтому все приоритетные течения мне лично очень интересны как учителю. Надежда Константиновна в своём докладе верно отмечает, что дети очень быстро адаптируются к цифровой среде. Я стараюсь не отставать. На курсах повышения квалификации научилась использовать сервисы веб 2.0, показала ребятам, им понравилось. Вот периодически применяем их в учебе, вернее, больше при выполнении домашней работы. Ребятки любят делать пазлы, фотоальбомы по заданной теме, а я готовлю им тесты и интерактивные опросники. Ещё порадовала информация, что наша область активно использует электронную форму учебников. Я тоже думаю попробовать, но пока дети при желании и возможности закачивают в планшет PDF-учебники. Это, конечно, далеко не то, что хотелось бы, но, я думаю, мы все же попробуем в перспективе пользоваться ЭФУ.

    1. Софья Александровна! Да при таком интересе и желании, я думаю, у Вас с Вашими учениками все наверняка получится! Самое главное – не отступать перед возникающими “рабочими” трудностями и идти к достижению своей цели! Думаю, коллеги, кто уже ” подружился” с электронной формой учебников, всегда будут рады поддержать новичка и помочь дельным профессиональным советом. Удачи!

      1. Спасибо большое, Елена Евгеньевна!

  20. Уважаемые коллеги! Все, кто идет в ногу со временем и кому интересна тематика нашей конференции, – присоединяйтесь к нам. Ждем ваши мысли, воззрения,размышления по поводу цифровых технологий в образовательной среде в виде ваших комментариев!

  21. Уважаемые коллеги! Познакомилась с содержанием всех докладов. Интересно. Есть над чем поразмышлять и что взять на вооружение. Большое спасибо за представленный опыт!

    1. Софья Александровна, благодарим за проявленный интерес и живое участие в работе конференции. Спасибо за Ваше положительное мнение. Позвольте отреагировать на Ваш комментарий вопросом – что интересного и полезного лично для Вас Вы почерпнули из представленных докладов?

Комментарии закрыты.