Направление 2. Электронные образовательные ресурсы в достижении планируемых результатов обучения. Стендовые доклады

Электронная форма учебника – инструмент персонифицированного обучения

Бавыкина Мария Анатольевна,
доцент кафедры общеобразовательных дисциплин
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

В настоящее время существует необходимость поиска и создания условий оптимального развития личности обучающегося соответственно новым целям и задачам образования. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирует педагогов на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению.

Читать далее …


Особенности использования электронного контента объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ» в деятельности информационно-библиотечного центра

Ходаева Яна Викторовна,
педагог-библиотекарь
МБОУ «Бондарская СОШ» Бондарского района

 

Тенденция интенсивного роста рынка цифрового информационного материала отозвалась активным развитием информатизации, в том числе в образовании. Поэтому информатизацию образования можно назвать одним из главных ресурсов преобразований.

Информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Читать далее …


Проектирование ИКТ-насыщенной среды для реализации событийных форм организации познавательной деятельности

Примакова Елена Александровна,
начальник Центра дистанционного образования
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Появившиеся недавно и активно проникающие в образовательный процесс событийные формы организации познавательной деятельности, как правило, связаны с такой моделью обучения, как «Обучение вне стен классной комнаты». Среди таких форм можно назвать образовательное путешествие, образовательная экскурсия, музейный урок, парковый урок, образовательный квест и др.

Читать далее …


Цифровые образовательные ресурсы в методической работе с одаренными детьми

Петрова Эльвира Александровна,
учитель английского языка
МБОУ «Бондарская СОШ» Бондарского района

Современная ситуация в нашей стране диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. В соответствии с ФГОС развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования.

Читать далее …


Мультимедийные средства обучения и ИКТ-сервисы: восхождение к православной культуре

Гаврилова Наталия Анатольевна,
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1- «Школа Сколково-Тамбов»

Современный подход к организации образования требует интеграции обучения и воспитания в образовательном процессе, отдает приоритет личностным образовательным результатам учащихся. При этом на первый план выходит духовно-нравственное воспитание школьников, задачи которого должны решаться не только во внеурочной воспитательной деятельности, но и на уроках, что является одним из важных аспектов гуманитаризации образования. Однако необходимо учитывать тот факт, что передача – присвоение информации сохраняет свою роль как ведущая задача урока. В этой связи, решая на уроке задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, следует по-новому организовывать работу с информацией.

Читать далее …


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении представленных материалов. Для этого воспользуйтесь полем «Комментарии» (в поле “Имя” введите свои реальные фамилию, имя, отчество).

Здесь вы можете высказать свою точку зрению по данной тематике, обратиться с вопросом к авторам докладов, поделиться своим опытом.

Модераторы: Примакова Елена Александровна, начальник Центра дистанционного образования, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

 Тарасова Елена Геннадьевна, главный методист Центра дистанционного образования, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

20 комментариев к “Направление 2. Электронные образовательные ресурсы в достижении планируемых результатов обучения. Стендовые доклады”

  1. Спасибо уважаемые коллеги за интересную дискуссию. Обсуждение закрыто

  2. Добрый день!
    Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Возможности обычных средств ограничены. Традиционный учебник вмещает в себя небольшое количество учебных материалов и инструкций для самостоятельных работ. Он не включает материал для углубленного изучения дисциплины, так как это нарушает логическую и дидактическую стройность содержания. Преимущества электронных средств обучения в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно, а также, технология обновления научной и учебной информации в электронных средствах обучения, по сравнению с печатными изданиями, выигрывает в финансовом плане. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом учащийся становится субъектом образовательного процесса.

  3. Думаю, бесспорно то, как ЭОР способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Этот факт далеко не нов. Я хотела бы акцентировать внимание на том, что использование ЭОР чуть ли не более интересно именно педагогу, чем ученикам. Лично у меня подготовка к занятиям проходит так быстрее, трудностей с подготовкой материала не возникает, и в своих докладах и мероприятиях я уверена так на сто процентов. Это в первую очередь нужно именно педагогам. Проблема только в том, что на деле мало кто хочет совершенствовать свои навыки и вносить новшества в образовательный процесс.

  4. Большое спасибо авторам за доклады! С помощью современных технологий появляется множество новых возможностей и в образовании в том числе. Благодаря тому, что коллеги делятся своим опытом, можно находить новое применение компьютера и прочих гаджетов на уроках.

  5. Уважаемые коллеги! Использование уроков с ЭОР – это огромное преимущество в современном обучении. Прежде всего внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, создание положительной мотивации, формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков, что позволяет достигать планируемых результатов обучения. Спасибо большое за опыт, полезный и нужный методический материал.

  6. С интересом ознакомилась с докладом “Электронная форма учебника – инструмент персонифицированного обучения”. Мария Анатольевна акцентировала внимание на достоинствах ЭФУ и возможностях использования. Соглашусь, что ЭФУ позволяют сделать урок более насыщенным, интересным, помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. На данный момент ЭФУ не применяю в свой деятельности, но знакома с ними. Думаю, что в ближайшем будущем будет осуществлен переход на ЭФУ в образовательных учреждениях. Но желание учителя использовать ЭФУ не всегда совпадает с возможностями ОУ, пока не во всех школах есть техническая возможности использовать ЭФУ,нет планшетов, да и интерактивные доски не во всех кабинетах.. Так же меня беспокоит здоровье наших детей, которые часами “сидят” в своих телефонах, что отрицательно сказывается на здоровье как физическом , так и интеллектуальном, а тут еще и ЭФУ в добавок. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

  7. Основной проблемой использования ЭОР на уроках считаю увеличение времени на подготовку занятий. Поэтому большое спасибо Петровой Эльвире Александровне, которая в докладе “Цифровые образовательные ресурсы в методической работе с одаренными детьми” поделилась опытом работы и интересными ссылками. В своей работе достаточно часто использую ЭОР, как готовые, так и разработанные самостоятельно. Они оживляют урок, вовлекают учащихся в продуктивную деятельность.

  8. Добрый день,уважаемые коллеги! Познакомилась с докладами. Много интересного и полезного можно взять для работы Огромное спасибо за предоставленный материал!

    1. Ольга Александровна, хотелось бы более развернутого и подробного отклика по поводу представленного опыта в докладах или описания вашего опыта использования ЭОРов в образовательной деятельности. может быть, проблем, с которыми вы сталкивались, и способов их решения.

  9. Уважаемые коллеги. В достижении планируемых результатов важную роль играют ЭФУ. Учителя при использовании электронных учебников получают возможность приобретения квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения, повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов, использование новых видов контроля и коммуникаций в педагогическом процессе, повышение познавательной деятельности обучающихся.
    Для учащихся наиболее интересным будет то, что при использовании электронных учебных изданий есть большая возможность для реализации индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, максимальная объективизация при процедуре оценивания результатов, интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных либо культурных потребностей учащихся.

  10. Образовательные события, созданные с помощью интерактивных ресурсов, все больше используются учителями. Считаю что данный вид организации более привлекателен для ребят, удобен в использовании. Является современным средством проведения мероприятий,в котором сеть возможность проявить себя детям с разным уровнем и удаленным школам (филиалам).

    1. Марина Валентиновна, интерес детей к событийным формам, конечно, бесспорен. Не случайно одним из самых явных результатов использования в образовательной деятельности событий становится повышение мотивации к изучению предметных областей. Ориентируясь на вовлечение каждого обучающегося как активного участника в процесс событийности, данная форма не может остаться в стороне от самого обучающегося. Деятельность, открытие нового, “проживание”, воздействие на эмоциональную сферу, рефлексивное осознание – все это ставит образовательное событие в один ряд с наиболее эффективными педагогическими технологиями, направленными на достижение образовательных результатов. И важно помнить, что у события есть своя методика, над освоением которой надо потрудиться, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитывали. К сожалению, сейчас мы пока не встретим фундаментального описания методики, но она складывается из эффективного опыта наших творческих учителей, готовых делиться этим опытом с другими.

  11. Суть информатизации образования состоит в том, что для обучаемого становится доступной большая по объему информация, представленная в базовых данных, компьютерных программах, различной справочной литературе. Развитие информационных технологий даёт нам новые возможности в построении процесса обучения. По моему мнению, необходимыми условиями повышения качества образовательного процесса на основе использования ЦОР являются: компетентность учителей в сфере ИКТ; качественное методическое сопровождение процесса информатизации; свободный доступ учащихся и учителей к образовательной информации; кабинеты, оснащённые современным компьютерным оборудованием.

    Результатом эффективного использования ЦОР на уроках и во внеурочной деятельности являются: увеличение активности учащихся, замена традиционного контроля знаний результатами работы над проектом; повышение эффективности обучения, поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению всеми учащимися разного материала в зависимости от собственных интересов, уровня имеющегося культурного, социального опыта и знаний в исследуемой области.

    1. Добрый день, Ирина Николаевна, согласна с вами, что ЦОРы способны повлиять на эффективность образовательной деятельности. Но очень важным для результативности уроков с использование ЦОРов является то, насколько грамотно учитель сможет интегрировать их в педагогическую технологию, насколько целесообразно будет их использовать, насколько обдуманно и целенаправленно сможет отобрать ресурсы, “работающие на результат”, и на их основе выстроить индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся, о которых вы пишите.

  12. Уроки с использованием ЭОР показали, что можно существенно улучшить качество образования учащихся, материал подается не только иллюстративно, но и требует от ребят применение знаний при работе на компьютере.
    Помимо этого при применении ЭОР повышается уровень профессиональной культуры учителя. Развивается плодотворное сотрудничество учителя с учащимися. Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии, которые способствуют достижению планируемых результатов.

  13. Современное образование требует интеграции как в области воспитания , так и в обучении , уделяя приоритет индивидуальным образовательным результатам учащихся. При этом на первый план выходит духовно-нравственное воспитание школьников, цели которого реализуются не только во внеурочной деятельности, но и на уроках, что является одним из важных аспектов гуманитаризации образования. Передача – обмен информации сохраняет свою роль как ведущая задача урока. В этой связи, решая на уроке задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, следует по-новому организовывать работу с информацией. Цоры помогают достичь планируемые результаты воспитания и образования.

  14. Добрый день!
    Уважаемая Елена Александровна! Согласна с Вашим утверждением, что использование технологии «Обучение вне стен классной комнаты» может решить много проблем в обучении: во-первых, повысить мотивацию к обучению; во-вторых, реализовать метапредметность обучения, что очень актуально в рамках введения ФГОС; в-третьих, перенаправить увлеченность детей компьютерами на решение образовательных задач.
    Наши учреждения образования на сегодняшний день, в принципе, готовы к использованию данной технологии в плане материально-технического оснащения. Труднее с кадрами: неумение пользоваться различными сервисами, неумение «открывать с детьми знания», а не давать готовые; определенная инертность учителей – вот основные трудности, на мой взгляд.

    1. Спасибо, Эльвира Александровна.
      Действительно, ученикам очень важно показать образовательный потенциал сети Интернет. Из средства развлечения он должен стать инструментом личностного развития и решения образовательных и профессиональных задач, поскольку именно сеть интернет и ее ресурсы позволяют проектировать свой образовательный маршрут, а одной из тенденций современного образования является развитие мобильных и дистанционных технологий. Они предоставляют возможность сделать обучение адресным, гибким и экономичным.
      Что же касается подготовки кадров. К сожалению, иногда технологии опережают наши возможности. Но уверена: пройдет совсем немного времени, и неумение пользоваться сервисами и выстраивать процесс обучения в деятельностном ключе уйдет в небытие. Ведь эффективный опыт коллег, с которым мы знакомимся, способен многому научить и наполнить нас новыми идеями.

  15. Спасибо, Ольга Валерьевна.
    Совершенно с вами согласна, что использование модели “Обучение вне стен классной комнаты” сопряжено с определенными трудностями. Действительно, “выход за стены класса” уже в принципе приходит в противоречие с традиционной классно-урочной системой. Поэтому данные формы все-таки находят большее применение во внеурочной деятельности. Но современный стандарт образования, требования к организации образовательной деятельности сегодня ставят в равные условия деятельность на уроке и вне его. И школа отвечает полностью за образовательное наполнение внеурочного времени.
    Конечно, выход за стены школы требует соблюдения определенных требований (их никто не отменял): приказ по школе, определенное количество сопровождающих в зависимости от количества “выходящих” учеников, проведение техники безопасности и пр. И это естественно, потому что учитель отвечает за безопасность и здоровье обучающихся. Но тот результат, который мы имеем, благодаря реализации образовательного события, думаю, оправдывает все временные и психологические затраты педагога.

  16. Добрый день, уважаемые коллеги!
    Уважаемая Елена Александровна, тема, которую Вы раскрыли в своем стендовом докладе “Проектирование ИКТ-насыщенной среды для реализации событийных форм организации познавательной деятельности”, очень интересна и своевременна. Согласна с Вами, что “Обучение вне стен классной комнаты” является актуальной и перспективной моделью. Ее использование позволяет поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся, осуществлять индивидуализацию обучения за счет использования разнонаправленных по содержанию и форме заданий в условиях, например, паркового урока. Все это, непременно, ведет к повышению результативности образовательного процесса.
    Я не зря привела пример паркового урока, поскольку при изучении химии это, пожалуй, самая востребованная форма.
    Однако, на мой взгляд, организация подобного урока может столкнуться с рядом проблем. В первую очередь, технического характера, в том числе отсутствие цифровых лабораторий, необходимых для проведения химического эксперимента, временными рамками (для реализации подобного урока требуется больше времени, чем для традиционного урока (на переход к месту работы, настройку оборудования, поиск объектов исследования и т.д.), проведение эксперимента.
    При условии работы удаленных друг от друга групп, а это очень интересная и удобная форма, необходимо наличие нескольких руководителей.
    Однако, как было отмечено в Вашем докладе, при грамотной организации работы педагогом и высокой мотивации возможно решение всех проблем.
    Спасибо Вам большое за интересный и методически полезный материал.

Комментарии закрыты.